СШАбиография, история, военный и драма1993rРейтинг G — Нет возрастных ограничений Рейтинг PG — Рекомендуется присутствие родителей Рейтинг PG-13 — Детям до 13 лет просмотр не желателен Рейтинг R — Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого Рейтинг NC-17 — Лицам до 18 лет просмотр запрещен
Действие фильма происходит в Польше в период с 1939 по 1945 годы. Оскар Шиндлер - успешный предприниматель, который приезжает в Краков и открывает фабрику по производству эмалированных котлов. Он использует свои связи с нацистами, чтобы получать различные привилегии и льготы для своего бизнеса. Он также нанимает еврейских рабочих из гетто, так как они дешевле и послушнее польских. Он назначает своим бухгалтером Ицхака Штерна - уважаемого члена еврейского сообщества.
Поначалу Шиндлер не интересуется судьбой своих рабочих и видит в них только источник прибыли. Он живет роскошной жизнью, устраивая пиры для нацистских офицеров и обольщая женщин. Однако со временем он начинает осознавать ужасы нацистского геноцида и меняет свое отношение к евреям. Он становится свидетелем ликвидации краковского гетто, когда сотни евреев убивают или отправляют в концентрационный лагерь Плашов под командованием жестокого Амона Гёта. Он также узнает о плане “Финального решения”, согласно которому все евреи должны быть уничтожены.
Шиндлер решает использовать свое положение и свою фабрику, чтобы спасти как можно больше еврейских жизней. Он договаривается с Гётом о переводе своих рабочих в новую фабрику в Бжезинке, которая якобы производит боеприпасы для вермахта. На самом деле фабрика не выпускает ничего полезного для войны, а только создает видимость работы. Шиндлер составляет список из 1100 еврейских рабочих, которых он хочет забрать с собой. Этот список становится символом надежды и выживания для многих евреев.
Однако план Шиндлера подвергается опасности, когда поезда с его рабочими направляются не в Бжезинку, а в лагерь смерти Аушвиц. Шиндлер умоляет коменданта лагеря освободить его людей, предлагая ему деньги и драгоценности. В конце концов он добивается своего и перевозит своих рабочих в Бжезинку. Там он продолжает защищать их от нацистов, пока не наступает конец войны.
• Специально для своей роли Рэйф Файнс поправился на 13 кг. Для этого он пил много пива «Guinness». По словам режиссера, он пригласил этого актера из-за его «дьявольской сексуальности».,Спилберг собирался взять в картину Клэр Дэйнс, но та отказалась, иначе ей пришлось бы на время забросить учебу.,На роль Амона Гёта рассматривалась кандидатура Тима Рота.,Когда бывшую узницу Освенцима Милу Пфефферберг представили Рэйфу Файнсу, она не могла скрыть дрожи от волнения — настолько он был похож на реального Амона Гёта.,Знаменитый режиссер и кинодраматург Билли Уайлдер участвовал в создании первого варианта сценария, а на самой ранней стадии разработки проекта был даже привлечен к нему в качестве постановщика. Именно Уайлдер потом уговорил Спилберга стать режиссером этой картины.,В 80-х годах Мартин Скорсезе отказался от постановки, поскольку считал, что только режиссер-еврей может должным образом снять этот фильм. В итоге он поменялся со Спилбергом проектами, взявшись за «Мыс страха» (1991).,Спилберг предлагал постановку Роману Полански, но тот отказался по личным причинам. Дело в том, что, когда ему было 8 лет, он жил в краковском гетто и сбежал оттуда в день его ликвидации. Позднее мать Полански умерла в Освенциме.,Сцена ликвидации краковского гетто занимала в сценарии всего одну страницу. Спилберг расширил ее до 20 страниц и 20 минут экранного времени. А создавал он ее на основе свидетельств очевидцев тех событий.,Поскольку Спилбергу не удалось получить разрешение на съемки в Освенциме, ему пришлось выстроить неподалеку декорацию, досконально имитировавшую этот концлагерь.,Стивен Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.,Чтобы одеть 20 тысяч статистов, художник по костюмам разместил повсюду объявления о том, что студия хочет приобрести одежду военного времени. А поскольку в начале 90-х экономическая ситуация в Польше была довольно сложной, местные жители с готовностью продавали сохранившуюся у них одежду 30-х и 40-х годов.,«Список Шиндлера» стал самым дорогостоящим черно-белым фильмом за всю историю. Прежний рекорд принадлежал другой военной драме — «Самый длинный день» 1962 года.,На съемках нельзя было использовать ничего зеленого, поскольку этот цвет плохо смотрится на черно-белой пленке.,Почти 40% фильма было снято ручной кинокамерой.,Роль Оскара Шиндлера предлагалась Харрисону Форду и Бруно Ганцу.,От участия в картине отказалась Жюльет Бинош.,Съемки завершились на 4 дня раньше намеченного срока. Всего они продолжались 72 дня.,Первоначально Стивен Спилберг намеревался сделать фильм на польском и немецком языке, с английскими субтитрами.,Настоящий список Оскара Шиндлера был найден в его франкфуртской квартире только в 2000 году. В этой квартире Шиндлер прожил последние месяцы жизни. Он скончался в 1974 году.,В начале эпилога исполняется песня «Золотой Иерусалим», написанная лишь в 1967 году и содержательно не связанная с Холокостом, в связи с чем в израильском прокате фильма она была заменена на другую песню («Эли, Эли»).,С этого фильма начинается сотрудничество Спилберга и оператора Януша Камински. Все последующие фильмы Спилберга снимал только он.,Юрист британского певца Пита Доэрти, Эмон Шерри, совершил самоубийство после просмотра данного фильма. По словам жены Эмона Шерри, муж после просмотра этой киноленты с подробным показом концлагерей впал в депрессию.,В последней сцене фильма на могилу Шиндлера кладет цветы человек, лица которого не видно. Это не Спилберг, как некоторые предполагают, а Лиам Нисон.,В отличие от сюжета фильма Амон Гёт был повешен только с третьей попытки.,7 июня 2011 года ушел из жизни составитель списка Шиндлера — Мечислав Пемпер. Он работал консультантом на съемках, а в самой картине является частью образа Ицхака Штерна, управляющего Шиндлера.
• Спилберг собирался взять в картину Клэр Дэйнс, но та отказалась, иначе ей пришлось бы на время забросить учебу.
• На роль Амона Гёта рассматривалась кандидатура Тима Рота.
• Когда бывшую узницу Освенцима Милу Пфефферберг представили Рэйфу Файнсу, она не могла скрыть дрожи от волнения — настолько он был похож на реального Амона Гёта.
• Знаменитый режиссер и кинодраматург Билли Уайлдер участвовал в создании первого варианта сценария, а на самой ранней стадии разработки проекта был даже привлечен к нему в качестве постановщика. Именно Уайлдер потом уговорил Спилберга стать режиссером этой картины.
Комментарии 0